English (UK)РусскийKazakh

Современное оборудование и технологии

   

С БАМа в конце 80-х годов привезли специальные строительные машины и технику, а также проходческий комплекс для сооружения наклонных (эскалаторных) тоннелей. Сконструированный СКТБ «Бамтоннельстрой» на базе экскаватора «Като» комплекс, в котором совмещены функции тоннельного экскаватора и укладчика тоннельной обделки, позволяет вести вспомогательные работы по всему периметру поперечного сечения тоннеля.

Для реализации планов по внедрению современных технологий при строительстве Алматинского метрополитена был приобретен высокопроизводительный тоннелепроходческий комплекс (ТПМК) Herrenknecht S-320 немецкой компании Herrenknecht AG.
ТПМК компании Herrenknecht AG должен обеспечить сооружение перегонного тоннеля метрополитена, отвечающего требованиям проекта и эксплуатации в части бесперебойного и безопасного движения транспортных средств, требованиям капитальности, надежности и долговечности строительных конструкций, систем современных средств безаварийности и экологической защиты городской территории.

Применяемая технология проходки тоннелей включает современные компьютерные навигационную и управляющую системы, обеспечивающие ведение щита с минимальными отклонениями в плане и профиле. Интегрированное оборудование ТПМК и использование универсальной конструкции обделки из высокоточных колец позволяет получить тоннельную обделку высокого качества на всех участках перегонных тоннелей Алматинского метрополитена.

Для осуществления пуска в работу ТПМК специалистам АО «Алматыметрокурылыс» и фирмы Herrenknecht AG решена технически сложная задача – монтаж ТПМК в подземных условиях. На глубине 40,0 м в течение трех месяцев был смонтирован ТПМК и запущен в работу. 
Для транспортировки разработанного грунта применяется тоннельный ленточный конвейер, а для выдачи на поверхность специальный наклонный, установленный в эскалаторном тоннеле.

Для своевременного ввода в эксплуатацию станций первой линии метрополитена специалистами АО «Алматыметрокурылыс» применено современное оборудование и новая технология строительства. Впервые на территории СНГ внедрен новоавстрийский тоннельный метод (НАТМ) при строительстве станции «Жибек Жолы». Эта же технология применяется при строительстве остальных четырех станций глубокого заложения. 
Технология НАТМ позволяет: в кратчайшие сроки возвести основные несущие конструкции станции глубокого заложения по сравнению с традиционными методами строительства и с минимальными осадками дневной поверхности, а также максимально обезопасить и механизировать труд проходчиков. При данной технологии достигнута скорость проходки станционных тоннелей во временной крепи менее 24 п.м в месяц, а возведение постоянной обделки выполняется 30 м в месяц. 

Для строительства станционных тоннелей методом НАТМ применяется следующее оборудование:

1. буровая установка Atlas Copco;
2. растворонасос MAI V400 NT;
3. установка для торкретирования Meyco Suprima;
3. тоннельный экскаватор Liebherr;
4. оборудование для геотехнического и геодезического контроля.

Безопасность Алматинского метрополитена обеспечена применением сейсмостойких тоннельных конструкций, разработанных институтом ОАО ЦНИИС «НИЦ» «Тоннели и метрополитены» (Москва) и внедрением при строительстве станционных тоннелей прогрессивных разработок фирмы «Бетон унд Мониербау» (Австрия).

Алматинский метрополитен – один из немногих, где строительство ведется без применения рельсового транспорта. Все работы по вывозке грунта, доставке материалов производятся самоходной техникой – КамАЗами, малогабаритными самосвалами ТСШ-4Б, PAUS, погрузочно-доставочными машинами ПД-2, ЛК-1. вся техника оснащена двухступенчатой очисткой выхлопных газов.

В районе строительства перегонных тоннелей в местах пересечения с ул. Жарокова и проспектом Гагарина было принято решение применить технологию микротоннелирования для сооружения защитных экранов при строительстве тоннелей без разрытия улиц. Для устройства экрана применен микротоннелепроходческий комплекс (МТПК) AVN-600 фирмы «Herrenknecht AG». 
Были выполнены работы по устройству защитного экрана из труб Ø 820мм в сводовой части тоннеля и произведена проходка тоннеля под ул. Жарокова. Ведутся работы по устройству экрана под проспектом Гагарина.

x